Политолог Алексей Мухин — о причинах ротации губернаторского корпуса.
В регионах втайне, конечно, ждали, что после выборов 10 сентября им, что называется, дадут передохнуть. Некоторые чиновники прямо, но неофициально даже просили об отсрочке своего ухода.
Президент, конечно, дал региональным властям некоторые поблажки в виде оптимизации региональной кредитной политики, изменения ее модели, но очевидно, что без сурового фискального контроля со стороны Минфина и еще более жесткого надзора со стороны аппарата президента РФ регионы со своими финансовыми проблемами самостоятельно не справятся.
Нынешняя кадровая ротация в регионах проводится волнами с целью создания не только модельного поведения для глав субъектов Федерации, но и выстраивания социальных лифтов на региональном уровне.
Одно из основных требований — сделать так, чтобы региональная молодежь почувствовала перспективы развития, ощутила привлекательность госслужбы как возможности творческой и профессиональной самореализации, а не способа быстрой наживы за государственный счет.
Очевидно и то, что слом подобной модели поведения регионалов — одна из основных целей проводимой президентом ротации кадров.
На уровне ряда регионов, особенно на Северном Кавказе, в силу их некоторой специфики, сегодня ощущается нехватка профессиональных кадров с необходимой подготовкой и опытом управления государственными средствами.
Именно поэтому наибольшие проблемы в попытках концентрировать внимание региональных властей на решении социальных задач Минфин испытывает именно на Северном Кавказе и в национальных республиках. И в этом смысле дополнительные полномочия, которыми министерство недавно наделил президент РФ, ему, конечно, очень скоро понадобятся.
Триумфальное, в общем, избрание назначенцев президента практически во всех регионах, где состоялись выборы в сентябре 2017 года, а также неплохие показатели регионального развития в тех субъектах, где прошла первая волна молодых назначенцев в прошлом году, с одной стороны, внушают оптимизм.
С другой, накладывают на этот «путинский призыв» тяжелую ответственность по системному привлечению инвестиций (преимущественно длинных), повышению уровня инфраструктуры, ее тотальному обновлению, созданию привлекательного социального фона для жителей регионов, чтобы в дальнейшем они ощущали потребность оставаться по месту жительства и не искать счастья в Москве или других финансовых центрах.
Весьма показательным было то, что новые губернаторы сосредоточились на скорейшем завершении крупных инфраструктурных объектов во вверенных им регионах или на строительстве новых — им было необходимо доказать профессиональную состоятельность в глазах своего электората.
Конечно, значительную роль сыграла и личная поддержка президента России, его политические ресурсы помогли врио губернаторов получить неплохие стартовые позиции в глазах региональных групп влияния и на время прервать некоторые застарелые конфликты, из которых эти группы не могли выйти годами.
Все эти факторы, конечно, дают некоторую надежду на то, что кадровая ротация в регионах будет продолжена.
Понятно, что это должно встретить (и встретит) серьезное сопротивление со стороны тех, кто надеялся и дальше пролонгировать свои полномочия регионального начальника, по сути, не меняя на вверенной ему территории ничего.
Речь идет о тех главах регионов, которые вросли корнями в них и чувствуют себя-де-факто абсолютно обособленными от тех задач, которые ставит перед собой современное российское общество.
Такие «феодальные» настроения регистрируются в некоторых регионах, и они, безусловно, вызывают раздражение не только у федерального центра, но и у населения. Например, некоторые масштабные инфраструктурные проекты, реализованные с помощью федеральных властей в ряде субъектов РФ, показали возможности осовременивания территорий и необходимость прорыва в их развитии.
К сожалению, возможностей совершить такой прорыв у губернаторов, которые с 1990-х или нулевых годов занимают свои посты и обросли не только связями, но и стереотипами в смысле управления территориями, немного.
Верховная власть же по понятным причинам должна учитывать не только особенности «тонкой душевной конструкции» таких губернаторов, но и потребности населения этих регионов. Причем, судя по настроению федерального центра, что-то подсказывает, что именно потребности населения ставятся сейчас во главу угла.
Те региональные главы, которые по объективным или субъективным причинам не соответствуют требованиям времени, к сожалению для них, должны быть заменены безо всякого сожаления.
Именно поэтому ротация губернаторов стала одной из первостепенных задач на современном этапе развития страны. Риск вызвать неудовольствие со стороны губернаторов-старожилов здесь полностью компенсируется реновационными возможностями, которые открываются перед регионами.
Источник